Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
С 10 февраля по 31 марта 2014 года во многих лесных регионах Российской Федерации проводится полицейская операция "Лесовоз", направленная на выявление нарушений при транспортировке древесины, а также случаев транспортировки древесины незаконного происхождения. Такие операции проводятся в нашей стране ежегодно, обычно в конце зимы - начале весны (во многих северных регионах на это время приходится пик вывозки древесины). Ежегодное проведение операций "Лесовоз" привело к тому, что древесину без сопроводительных документов по магистральным дорогам, особенно мимо постов ГИБДД, возить почти перестали. Даже самым безнадежно-черным лесорубам пришлось озаботиться вопросом документального обеспечения своей продукции - и вопрос этот в масштабах страны был в основном решен.
В нынешнем году ситуация особенная. С 1 июля 2014 года вступает в силу новая статья 50.4 Лесного кодекса РФ "Транспортировка древесины" (эта статья внесена в Лесной кодекс федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ). Эта статья предусматривает наличие сопроводительного документа на каждую партию перевозимой древесины, кроме той, которая заготовлена гражданами для собственных нужд (оценочно, доля древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд, и потом поступающей в коммерческий оборот, составляла в последние годы около шести процентов от этого оборота в масштабах страны). Форма сопроводительного документа уже разработана в Минприроды, и ждет своего утверждения Правительством РФ - это должно произойти в ближайшее время. Какая именно древесина должна при перевозке сопровождаться таким документом, тоже должно быть определено Правительством РФ в самое ближайшее время - согласно проекту, это будет вся необработанная древесина и некоторые виды древесного топлива и полуфабрикатов (колотые дрова, бочковая клепка, баклуши). Правильно это или нет - отдельный вопрос, но соответствующие поправки в Лесной кодекс уже внесены, а подзаконные акты готовятся, и обратного пути у их разработчиков нет.
Если бы федеральные органы государственной власти действовали согласованно, было бы логично сосредоточить их усилия на воплощении в жизнь новых требований законодательства - то есть дождаться того времени, когда Правительство РФ окончательно определится с требованиями к перевозке древесины, и уж тогда всеми силами добиваться соблюдения этих требований. Но в реальности МВД начинает свою операцию за пять месяцев, и заканчивает - за три месяца до вступления в силу новых требований. У остальных органов исполнительной власти, в том числе Минприроды, Рослесхоза, органов управления лесами в субъектах РФ, нет ни достаточных полномочий, ни сил и средств для контроля за исполнением новых требований.
Может быть, в этом и нет большой беды: как уже неоднократно отмечалось раньше, недавние изменения лесного законодательства (федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ) могут гораздо больнее ударить по законному лесному бизнесу, чем по незаконному. Но с точки зрения государственного управления лесным сектором это выглядит как-то непоследовательно и не умно.